Научные конференции

Энциклопедия

ISSN: 2587-9413 терминов, определений и пояснений строительных материалов


Сайт премиии им. Гришманова И.А.  Вестник науки и образования Северо-Запада России  Конкурс имени Ивана Федорова

Основные строительные материалы

Сопутствующие теме термины и определения

Последнее обновление энциклопедии: 30.01.2024 - 09:34

Камень бутовый

Камень бутовый — камень произвольной формы, получаемый дроблением скальных горных пород.

[ГОСТ 31424-2010. Материалы строительные нерудные от отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия]

Камень бутовый — куски природного камня размером 150–500 мм.  может быть рваным или плитняковым. Применяют камень бутовый для устройства фундаментов, кладки стен некоторых сооружений, отсыпки или бетонирования определенных частей гидротехнических сооружений.

[Справочник дорожных терминов, М. 2005 г.]

Камень бутовый — слоистый природный камень, а также булыжник и щебень, употребляемые для бута.

[Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995]

Камень бутовый — строительный материал, состоящий из кусков горной породы неправильной формы размером 70-1000 мм.

Его применяют для кладки фундаментов, подземных частей зданий, стен нежилых, вспомогательных и производствен­ных зданий, для укрепления земляных откосов, в дорожном строи­тельстве, а также в гидротехническом в качестве заполнителя для бутобетона. Бутовый камень подразделяют на постелистый (с одной не бугристой гранью) и плитняковый (с двумя приблизительно па­раллельными гранями). Разновидностью бутового является булыж­ный камень, имеющий окатанную форму.

[Дворкин Л.И., Дворкин О.Л. Строительное материаловедение. — М.: Инфра-Инженерия, 2013. — 832 с.]

Камень бутовый  — крупные куски неправильной формы с длиной ребра 150-500 мм, получаемые из известняков, доломитов, песчаников, реже гранитов. Разновидность бутового камня — булыжный камень (валуны с длиной ребра до 300 мм). Бутовый камень различают по прочности: низкопрочный (25-100 МПа), средней прочности (150-400 МПа) и высокопрочный (св. 500 МПа); по морозостойкости — в зависимости от условий службы (15-300) циклов замораживания. Бутовый камень применяют для кладки фундаментов, стен вспомогательных помещений, канализационных каналов, гидротехнических сооружений и др.

[Рябинин Г. А., Годес Б. Э., Годес В. Ю. Энциклопедия строительства в водной среде (термины, определения, понятия). — СПб.: ИД «Петрополис», 2007. — 608 с.]

Камень бутовый — бут (возможно, от итал. buttare — бить, толкать), крупные куски неправильной формы размером 150 — 500 мм, получаемые из известняков, доломитов, песчаников, реже гранитов. Разновидность Б. к. — булыжный камень (валуны размером до 300 мм). Б. к. различают: по прочности — низкопрочный (25 — 100 МПа), ср. прочности (150 — 400 МПа) и высокопрочный (св. 500 МПа); по морозостойкости — в зависимости от условий службы (15 — 300 циклов замораживания). Б. к. применяют для кладки фундаментов, стен вспомогательных помещений, канализационных каналов, гидротехнических сооружений и т. п.

[Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.]

Камень бутовый — куски камня (доломита, известняка или песчаника) неправильной формы, размером не более 500 мм по наибольшему измерению и массой до 50 кг.

[СТО НОСТРОЙ 2.29.107-2013. Мостовые сооружения. Устройство фундаментов мостов. Часть 1. Устройство фундаментов на естественном основании и фундаментов из опускных колодцев]

Камень булыжный

Камень булыжный — мелкий валунный камень размерами 120…125 мм, применяемый для мощения мостовых и укрепительных работ.

[Справочник дорожных терминов, М. 2005 г.]

Камень булыжный — куски горных пород (обычно окатанные) размером от 15 до 30 см, получаемые в ре­зультате физического выветривания горных пород. Бо­лее крупные камни размером свыше 500 мм называют валунами.

[Синяков В.К., Никольский А.Ю., Фролов Н.Н. Строительные материалы и работы -М.: Стройиздат, 1986. – 430 с.]

Камень брусчатый

Камень брусчатый — бруски стандартных размеров, изготавливаемые из изверженных горных пород или из литых огненно-жидких металлургических шлаков и литых горных пород. Используется для устройства покрытий на городских площадях, улицах, трамвайных путях и городских автомобильных дорогах. В зависимости от размеров брусчатые камни подразделяются на три типа: высокие (БВ), средние (БС), низкие (БН). В зависимости от назначения брусчатый камень подразделяют на две категории: 1- для устройства покрытий городских площадей и улиц, имеющих архитектурно-историческое значение; 2 — для улиц, площадей, трамвайных путей и городских автомобильных дорог.

[Справочник дорожных терминов, М. 2005 г.]

Брусчатый камень (брусчатка) — колотые или тесаные бруски камня, имеющие форму усеченной пирамиды с параллельными прямоугольными основаниями. Брусчатку изготовляют из моро­зостойких, хорошо обрабатываемых пород, имеющих прочность на сжатие не ниже 100 МПа. По высоте брусчатка бывает: низкой — 100, средней — 110-130 и высокой — 140-160 мм. Ширина брус­чатки — 120-150 мм, длина — 150-250 мм. Брусчатку применяют для мощения городских улиц, площадей и заполнения трамвай­ного полотна.

[Дворкин Л.И., Дворкин О.Л. Строительное материаловедение. — М.: Инфра-Инженерия, 2013. — 832 с.]

Камень бортовой

Камень бортовой пиленый либо колотый камень из горных пород, не затронутых выветриванием и не имеющих открытых трещин. Имеет стандартизованные размеры и представляет собой блок призматической формы длиной 70-200 см с поперечным сечением 20×60 см; фасадные грани имеют пиленую фактуру. Предназначен для отделения проезжей части дорог от тротуаров или переходных дорожек от газонов.

[Справочник дорожных терминов, М. 2005 г.]

Камень бортовой (kerb) — элемент дороги предназначенный, для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.

[ГОСТ Р 58033-2017. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины]

Камень бортовой — изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.

Примечание. В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

[ГОСТ 32961-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования]

Камень закладной

Камень закладной  —

1. Крупный камень (обычно угловой), торжественно закладываемый в основание общественного сооружения.

2. Нижний жернов в мельничных поставах.

[Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995]

Бут

Бут (бутовый камень) — строительный камень, получаемый при взрывании залежей сплошных пород, таких как гранит, плотный известняк, песчаник и др. Бут применяется для возведения фундаментов, подпорных стенок, оград и т. п.

[Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное   железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н.Исаакян, Н. О. Рогинский,  Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.]

Бут, бутовый камень — строительный камень неправильной формы, получаемый при разработке залежей сплошных пород песчаника, плотных известняков, гранита и др. Применяется для грубой кладки фундаментов зданий, подпорных стенок, стен неотапливаемых помещений. Добывается бут обычно взрывным способом. Для строительства применяется бут, не имеющий глинистых примесей и прослоек мягких пород.

[Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э. С., 1994]

Бут –камень с неровными краями, получаемый при естественном или искусственном разрушении скальных пород. Бутовый камень может получаться из различных пород натурального камня – ракушечника, песчаника, доломита и других. Чаще всего для возведения фундамента используют бут-плитняк, он имеет плоскую форму.

Существует три разновидности камня.

Рваный — его получают в результате взрывных работ.

Постелистый  – его выламывают из слоистых пород.

Плитняковый  – его добывают из метаморфических и осадочных пород, которые имеют сланцевое строение. Плитняковый бутовой камень имеет форму плиты, правда, очень неровной. То же можно сказать и о постелистом бутовом камне. Эти плиты, несмотря на свою неровность, обладают такими же качествами, что и рваный вид. Но их удобнее использовать при строительстве, поскольку они почти не требуют дополнительных затрат при кладке. Тогда как в дополнение к рваному буту требуются другие материалы. Чтобы засыпать пустоты, образующиеся при кладке, нужны мелкие камешки и раствор.

[Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов. (Электронный ресурс). Режим доступа: http:// enciklopediyastroy.ru/, свободный.]

Булыга, булыжник

Булыга, булыжник — небольшие валуны, округлые камни твердых пород, употребляемые для выстилки мостовых, а также в качестве бута, иногда — забутовки.

[Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995]

Брусчатка шлаковая

Брусчатка шлаковая — бруски правильной формы, отлитые из огненно-жидкого шлака, применяемые для устройства брусчатой мостовой.

[Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.]

Брусчатка каменная

Брусчатка каменная — колотые, с последующей грубой отеской поверхности, бруски стандартных размеров из естественной горной породы, приближающиеся по форме к параллелепипеду, применяемые для устройства брусчатой мостовой.

[Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.]

Мостовая брусчатая, брусчатка

Мостовая брусчатая, брусчатка — твердое дорожное покрытие из каменных брусков, форма которых близка параллелепипеду при небольшом встречном скашивании граней.

[Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995]

Мостовая брусчатая дорожное покрытие капитального типа из штучных материалов — брусчатки, приближающейся по форме к параллелепипеду, сужающемуся книзу. Устраивают с перевязкой и заполнением швов.

[Справочник дорожных терминов, М. 2005 г.]