Научные конференции

Энциклопедия

ISSN: 2587-9413 терминов, определений и пояснений строительных материалов


Сайт премиии им. Гришманова И.А.  Вестник науки и образования Северо-Запада России  Конкурс имени Ивана Федорова

Основные строительные материалы

Сопутствующие теме термины и определения

Последнее обновление энциклопедии: 30.01.2024 - 09:34

Клёпка

Клепка — создание неразъёмных соединений элементов конструкции при помощи заклёпок.

[Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]

Клепки – одинаковые прямоугольные дощечки из твердых пород дерева, составляющие лицевую поверхность паркета.

[Термины российского архитектурного наследия. Плужников В. И., 1995]

Клепка (riveting) – процесс соединения двух или нескольких деталей с помощью заклёпок.

[Белухина С.Н. Строительная терминология: объяснительный словарь / С.Н. Белухина, О.Б. Ляпидевская, Е.А. Безуглова. Москва: МГСУ, 2015. – 560 с.]

 

Клепка – процесс создания неразъемного соединения элементов конструкции, преимущественно из листового металла, при помощи заклепок. Клепка включает операции образования отверстий в соединяемых элементах, вставку заклепок, получение замыкающей головки, т. е. собственно клепку.
[Рябинин Г.А., Годес Б.Э., Годес В.Ю. Энциклопедия строительства в водной среде (термины, определения, понятия). – СПб.: ИД «Петрополис», 2007. – 608 с.]

Тоннель железобетонный

Тоннель железобетонный — сооружение, предназначенное для пропуска транспорта или коммуникаций под землей, выполняемое из моно­литного или сборного железобетона.

[Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ и м. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.]

Взаимозаменяемость стальных конструкций железобетонными

Взаимозаменяемость стальных конструкций железобетонными — сборный железобетон позволяет значительно сократить расход металла в строительстве. Опыт показал, что 1т металлических конструкций может быть заменена 2,2 м3 сборного железобетона. Если учесть, что трудовые затраты при монтаже стальных и железобетонных конструкций примерно одинаковы, то экономия от замены 1т стальных конструкций сборными железобетонными составит: по трудовым затратам – 22%; топлива – 53%, электроэнергии – 42% и денежных средств – 30%.

[Портик А. А. Все о пенобетоне. – СПб.: 2003. – 224 с.]

Тело опоры

Тело опоры — часть массивной опоры или устоя между оголовком (верхом подферменной плиты — при отсутствии оголовков) и фундаментом.

[Справочник дорожных терминов, М. 2005 г.]

Тело опоры — конструкция, расположенная выше фундамента.

[СТО НОСТРОЙ 2.29.110-2013. Мостовые сооружения. Устройство опор мостов]

Сфб-плиты с комбинированным армированием

СФБ-плиты с комбинированным армированием — плиты из сталефибробетона, имеющие также обычную или преднапряженную стержневую или проволочную арматуру.

[ГОСТ Р 52751-2007. Плиты из сталефибробетона для пролетных строений мостов. Технические условия ]

Секция

Секция — несущий элемент, включающий щиты стен и перекрытий, монтируемый и демонтируемый целиком.

[ГОСТ Р 52086-2003. Опалубка. Термины и определения ]

Секция — элемент радиатора, имеющий одну колонку по его фронту в одной отливке.

[ГОСТ 8690-94. Радиаторы отопительные чугунные. Технические условия]

Секция — часть линии трубопровода (сборочная единица), состоящая из нескольких сваренных между собой труб одного диаметра, ось которых составляет одну прямую линию и общая длина находится в пределах транспортного габарита.

[СТО НОСТРОЙ 2.23.85 2013.Технологическое оборудование и технологические трубопроводы предприятий черной металлургии. Общие требования по производству монтажа, пусконаладочным работам и приемке работ]

 

Рампа

Рампа — сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ. Рампа одной стороной примыкает к стене склада, а другой располагается вдоль железнодорожного пути (железнодорожная рампа) или автоподъезда (автомобильная рампа). Рампа может располагаться внутри склада. Высота рампы над уровнем пола определяется видом транспорта.

[СП 56.13330.2011. Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001]

Рампа — сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ. Рампа одной стороной примыкает к стене склада, а другой располагается вдоль железнодорожного пути (железнодорожная рампа) или автоподъезда (автомобильная рампа).

[СП 57.13330.2011 Складские здания. Актуализированная редакция СНиП 31-04-2001]

Рампа (пандус) — сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ на производственно-складских объектах, а также для перемещения автомобилей между уровнями в автостоянках.

[СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям]

Рампа сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ. Рампа одной стороной примыкает к стене склада, а другой располагается вдоль железнодорожного пути (железнодорожная рампа) или автоподъезда (автомобильная рампа).

[СП 57.13330.2010. Складские здания]

Рампа — наклонная конструкция, предназначенная для перемещения автомобилей между уровнями в многоэтажных стоянках автомобилей; рампа может быть открытой, т.е. не имеющей покрытия и полностью или частично стеновых ограждений, или закрытой — со стенами (полностью или частично) и покрытием, защищающими ее от атмосферных осадков.

[СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99]

Рампа — плоскость с углом наклона к горизонтали не более 20°, на которой вместо ступеней установлены планки или другие приспособления для улучшения сцепления подошвы ноги с поверхностью.

[ГОСТ Р ИСО 2867-99. Машины землеройные]

Рампа (рамповое устройство) — сооружение или часть его, обеспечивающее сообщение между различными этажами (уровнями) гаража-стоянки и предназначенное для передвижения автомобилей.

[Малков И.Г. Архитектурно-строительное проектирование современных многоярусных гаражей стоянок для легковых автомобилей: учеб.-метод. Пособие/ И.Г. Малков, А.А. Карамышев,О.Н. Коновалова; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2012. – 40 с.]

Рампа — сооружение, служащее для сопряжения закрытой части тоннеля с поверхностью земли.

[СТО НОСТРОЙ 2.27.127-2013.  Освоение подземного пространства. Подводные тоннели. Правила и контроль выполнения, требования к результатам работ]

Конструкции подкрановые

Конструкции подкрановые  — продольные элементы каркаса, обеспечивающие его устойчивость, воспринимающие крановые нагрузки и передающие их на колонны.

[Справочник проектировщика. Металлические конструкции, в трёх томах, Москва, Высшая школа, 1999 г.]

Конструкции подкрановые — строительные конструкции, предназначенные для опирания (подвески) рельсового кранового пути,восприятия крановых нагрузок и участвующие в обеспечении пространственной жесткости и устойчивости каркаса. Подкрановые конструкции, как правило, включают: подкрановые балки (подкрановые фермы, подкраново-подстропильные фермы), тормозные балки(фермы), вертикальные и горизонтальные связевые фермы, узлы крепления подкрановых балок и тормозных балок к колоннам,тупиковые упоры.

[СТО 22-05-04. Руководство по определению  индивидуального  ресурса стальных  подкрановых балок с усталостными  трещинами в стенках  для допущения их  временной эксплуатации. Часть 1. Основные положения.]

Перегородка

Перегородка — внутренняя вертикальная ограждающая конструкция, разделяющая смежные помещения в здании.

[Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.]

Перегородка — ненесущая стена малой толщины и небольшой массы, обладающая прочностью, звуконепроницаемостью, влагостойкостью, пожаро устойчивостью, служащая для разделения здания в пределах этажа на отдельные помещения.

[ГОСТ 9574-2018. Панели гипсобетонные для перегородок. Технические условия (с Поправкой)]

Перегородка (Trennwände) — ненесущая стена.

[СТБ ЕН1991-1-1-20071.4. Еврокод 1. Воздействия на несущие конструкции. Часть 1-1. Удельный вес, постоянные и временные нагрузки на здания]

Перегородка — внутренняя стена, воспринимающая нагрузки только от собственного веса и ветра (при открытых оконных проемах) в пределах одного этажа при высоте его не более 6 м; при большей высоте этажа стены этого типа условно относятся к самонесущим.

[РМД 51-25-2015. Санкт-Петербург. Рекомендации по проектированию, монтажу и эксплуатации фасадных систем для нового строительства, реконструкции и ремонта жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге. Часть I. Рекомендации по проектированию и монтажу фасадных систем для нового строительства и реконструкции жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге]

Перегородка (partition) — внутренняя, не несущая нагрузку вертикальная конструкция, которая разделяет помещение.

[ГОСТ Р 58033-2017. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины]

Перегородка — ненесущая внутренняя стена из различных видов материалов, предназначенная для разделения здания в пределах этажа на отдельные помещения.

[СП 335.1325800.2017. Крупнопанельные конструктивные системы. Правила проектирования]

Перегородка  — внутренняя ограждающая конструкция, разделяющая смежные помещения в здании. Различают перегородки: СТАЦИОНАРНЫЕ, СБОРНО-РАЗБОРНЫЕ и РАЗДВИЖНЫЕ (трансформируемые). В современном строительстве для устройства перегородок используют в основном плиты, керамические и легкобетонные камни, стеклоблоки, реже — кирпич и железобетон. В жилых и общественных зданиях наиболее рациональны сборные перегородки из крупноразмерных элементов заводского изготовления (например, гипсобетонные панели размером на комнату, помещение, отсек и т. д.).

[Рябинин Г. А., Годес Б. Э., Годес В. Ю. Энциклопедия строительства в водной среде (термины, определения, понятия). — СПб.: ИД «Петрополис», 2007. — 608 с.]

Пандус бордюрный

Пандус бордюрный — сооружение, обеспечивающее съезд с пешеходного пути на проезжую часть через сниженный или утопленный в покрытие бордюрный камень.

[Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 623-Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02]

Пандус бордюрный — сооружение, предназначенное для спуска с тротуара на полотно дороги.

[СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1)]