Научные конференции
ISSN: 2587-9413 терминов, определений и пояснений строительных материалов

Сайт премиии им. Гришманова И.А.  Вестник науки и образования Северо-Запада России  Конкурс имени Ивана Федорова

Основные строительные материалы
Сопутствующие теме термины и определения
Последнее обновление энциклопедии: 30.01.2024 - 09:34

Опорная часть

Опорная часть — конструктивное поддерживающее устройство, расположений между пролетным строением и устоем или быком моста, которое передает нагрузку от мостового настила на устой или бык.

[EN 1993-2. Часть 2. Стальные мосты]

Опорная часть – элемент пролетного строения моста, передающий нагрузку от пролетного строения на опору в заданном месте и обеспечивающий необходимые перемещения пролетного строения.

Различают следующие виды опорных частей:

  • анкерная – опорная часть, передающая знакопеременные вертикальные нагрузки;
  • валковая – подвижная опорная часть, передающая опорную реакцию через один или несколько валков, расположенных между верхней и нижней опорными плитами;
  • катковая – подвижная опорная часть, передающая опорную реакцию через один или несколько катков, расположенных между верхней и нижней опорными плитами;
  • комбинированная – опорная часть, выполненная в виде стального стакана, заполненного резиной, и металлических элементов с прокладками из антифрикционных материалов. Опорная часть обеспечивает перемещения пролетного строения во всех направлениях: угловые – за счет деформации резины (внецентренного ее обмятия), продольные – за счет скольжения по прокладке;
  • неподвижная – опорная часть, обеспечивающая только угловые перемещения опирающегося на нее пролетного строения;
  • однокатковая – подвижная опорная часть с одним катком;
  • подвижная – опорная часть, обеспечивающая угловые и линейные (в разных направлениях) перемещения опирающегося на нее пролетного строения;
  • резино-металлическая (РОЧ) – подвижная опорная часть из скрепленных между собой чередующихся слоев резины и стальных листов, обеспечивающая линейные перемещения пролетного строения за счет упругого сдвига резины, а угловые – за счет ее обмятия;
  • скользящая – подвижная опорная часть, обеспечивающая продольные перемещения пролетного строения за счет скольжения в плоскости передачи опорного давления;
  • тангенциальная – металлическая опорная часть, состоящая из двух опорных плит (верхней с плоской и нижней с цилиндрической поверхностями), передающая нагрузку по линии контакта поверхностей плит и обеспечивающая продольные перемещения за счет скольжения, а угловые – за счет наклона верхней опорной плиты;

шаровая – опорная часть, передающая нагрузку по сферической поверхности и обеспечивающая только угловые перемещения пролетного строения в любом направлении (поверхности трения могут быть разделены антифрикционным материалом).

[Справочник дорожных терминов, М. 2005 г.]

Опорная часть — элемент моста, передающий нагрузку от пролетного строения на опоры и обеспечивающий угловые и линейные либо только угловые перемещения пролетного строения.

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

А — площадь сечения брутто;

Ап — площадь сечения нетто;

E — модуль упругости;

G — модуль сдвига;

Jx; Jy — моменты инерции сечений брутто;

Jxn; Jyn — моменты инерции сечений нетто;

Мх; Му — изгибающие моменты;

N — продольная сила;

Q — поперечная сила, сила сдвига;

L — длина пролетного строения;

F — вертикальное давление на опорную часть;

Ry — расчетное сопротивление растяжению, сжатию, изгибу по пределу текучести;

Rlp — расчетное сопротивление смятию в шарнирах (цапфах);

Rcd — расчетное сопротивление при диаметральном сжатии катков;

Rs — расчетное сопротивление стали сдвигу;

Wx, Wy — моменты сопротивления сечений брутто;

Wxn, Wyn — моменты сопротивления сечений нетто;

T — расчетная разность температур для конкретного температурного района;

е — эксцентриситет приложения нагрузки;

i — радиус инерции сечения;

т — коэффициент условий работы;

1 + μ — динамический коэффициент;

γf — коэффициент надежности по нагрузке;

γп — коэффициент надежности по назначению;

γт — коэффициент надежности по материалу;

α — коэффициент линейного расширения от изменения температуры;

ΔL — линейное перемещение пролетного строения;

σ — напряжение встали от расчетной временной подвижной нагрузки с учетом динамического коэффициента по площади сечения А (брутто).

[ГОСТ Р 53628-2009. Опорные части металлические катковые для мостостроения. Технические условия]

462 просмотров


Правообладателям! В случае если свободный доступ к данному термину является нарушением авторских прав, составители готовы, по требованию правообладателя, убрать ссылку, либо сам термин (определение) с сайта. Для связи с администрацией воспользуйтесь формой обратной связи.