Белебейский Николай Аполлонович
Белебейский Николай Аполлонович (1845-1922)
Русский инженер путей сообщения, ученый в области мостостроения, строительной механики, материаловедения, Н.А. Белелюбский родился 1 (13) марта 1845 года в Харькове.
В 1862 году поступил в Петербургский институт путей сообщения, который окончил в 1867 году. За отличные успехи его имя было занесено на мраморную мемориальную доску, а сам он был оставлен в институте в качестве репетитора и преподавателя по строительной механике, мостам и гидравлике.
В 1878 году Н.А. Белелюбский основал в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта механическую лабораторию по испытанию материалов, ныне носящую его имя.
Он высоко оценил железобетон — новый по тому времени строительный материал и предсказал ему большое будущее, по собственной программе руководил испытаниями железобетонных сооружений. В 1886-1891 годах под руководством Белелюбского были всесторонне изучены механических свойств железобетона, а в 1905-1908 годах были разработаны технические условия для железобетонных работ.
Вся творческая деятельность Н.А. Белелюбского с 1875 года и до Октябрьской революции 1917 года характеризуется работой по проектированию мостов на многих строящихся дорогах. В 1875-1880 годах он по собственному проекту построил Александровский мост через Волгу Самаро-Златоустовской железной дороги у Сызрани. При проектировании моста Белелюбский разработал метод расчета отверстий больших мостов, получивший широкое распространение. Новинка техники составила 13 пролетов по 52 сажени общей длиной около 700 сажен (1483 метра). Потребовалось до 5000 куб. сажен каменной кладки и около 400 000 пудов железа
В проекте моста через Волгу на Николаевской железной дороге (1888) Н.А. Белелюбским впервые было применено свободное опирание поперечных балок на балансиры. Н.А. Белелюбский был среди талантливых русских инженеров, участвовавших в проектировании и строительстве Транссибирской магистрали.
Симбирский (Николаевский) мост — последний и крупнейший из ста мостов Белелюбского, сооруженных в России. Пролеты моста (длина каждого из 12 пролетов — 158, 4 метра) с высоты напоминают гигантские волны и органично вписываются в волжский пейзаж. Тогда это были самые длинные пролеты русских балочных мостов. Общая длина моста с учетом подходящей к нему эстакады составила 2810 метров. На строительстве грандиозного по тем временам сооружения применялась новейшая в то время техника: кессоны, опускные колодцы, экскаваторы
Лично Н.А. Белелюбским и под его руководством было разработано более 100 проектов больших мостов. Общая длина мостов, построенных по его проектам, превышает 17 км. В их число входят мосты через Волгу, Днепр, Дон, Обь, Тобол, Ишим, Каму, Оку, Неву, Иртыш, Белую, Уфу, Волхов, Неман, Селену, Ингулец, Чусовую, Березину и другие реки. Все сооружения Н.А. Белелюбского отличались смелостью технических решений, улучшенной конструкцией, экономичностью, высокой надежностью.
Международной ассоциации железнодорожных конгрессов, принимал участие в их работе в Брюсселе, Милане, Париже, Петербурге, Лондоне, Вашингтоне, Берне. На международных выставках: в Эдинбурге (1890), Чикаго (1893), Стокгольме (1897) и пяти, проходивших в Париже, — творчество Белелюбского было представлено книгами, чертежами и моделями построенных по его проектам мостов. На Парижской выставке (1900) был удостоен высшей награды.
Н.А. Белелюбский скончался в Ленинграде 4 августа 1922 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Надгробие Н.А. Белелюбского не сохранилось, гранитный обелиск на его могиле был восстановлен в 1958 году.
785 просмотров
Правообладателям! В случае если свободный доступ к данному термину является нарушением авторских прав, составители готовы, по требованию правообладателя, убрать ссылку, либо сам термин (определение) с сайта. Для связи с администрацией воспользуйтесь формой обратной связи.